Музыкальные
Спортивные
Художественные
Хореографические
Театр
Центр детского развития

История

Государственное бюджетное учреждение культуры г. Москвы «Культурный Центр "Салют"», далее – КЦ «Салют» – учреждение культуры клубного типа. Крупный Культурный центр Северо-Западного административного округа города Москвы, сочетающий организационно-методические функции и культурно-досуговую деятельность в сфере традиционной народной культуры, нематериального наследия и любительского художественного творчества. Расположен в районе Южное Тушино, является главной концертной площадкой Северо-Запада столицы.

1944 

Долгое время Культурный Центр «Салют» принадлежал Тушинскому машиностроительному заводу. Он играл важную роль в духовном и патриотическом воспитании заводчан и всех жителей района. Изначально он находился в старом деревянном бараке, но всё же вел активную деятельность. В его самодеятельных коллективах проводили досуг работники завода. Функционировал целый ряд кружков: драматический, считавшийся лучшим в области, танцевальный ансамбль, академический хор под руководством начальника заводской типографии В.А. Рубинштейна, детские кружки.

В разное время клубом «Салют» руководили П. В. Елисеев, И. И. Кононенко, Широков, И. Ф. Митрофанов. Особое место занимала заводская библиотека. Ею руководили сначала З. Н. Иванова, затем – З. Л. Лунина.

Практиковались встречи с деятелями литературы и искусства под названием «Зеленая лампа». На суд маститых писателей отдавали свои работы члены литобъединения клуба В. Кузнецов, П. П. Пашкин, И. Е. Доценко, А. С. Дементьев, Л. П. Понкрашин и другие. Некоторые печатались в центральной прессе. Так, рассказ П. П. Пашкина был опубликован в журнале «Огонек». Жизнедеятельность клуба обеспечивали коллективы цеховой самодеятельности. Особенно хорошо эта работа была организована профсоюзами в цехах завода № 40, 20, 28 и СКО.

1964–1966

Началось строительство нового здания методом народной стройки. Каждый работник внес свою лепту в его создание, отработав на стройке несколько часов. В 1966 году клуб «Салют» переехал в новое современное здание и превратился в дом культуры «Салют». В ДК сразу началась активная деятельность.

Основное внимание в работе дома культуры уделялось организации самодеятельного художественного творчества трудящихся завода, членов их семей и жителей микрорайона. Регулярно проводились соревнования на звание «Лучший по профессии», конкурсы самодеятельности. В каждом коллективе проводилась учебно-воспитательная работа, готовился определенный концертный репертуар. Успех деятельности творческих коллективов во многом объяснялся тем, что для их руководства были приглашены наиболее способные студенты и молодые выпускники творческих вузов столицы, впоследствии ставшие видными деятелями искусства.

Центральное место среди коллективов занимал смешанный академический хор под руководством аспиранта дирижерского факультета московской консерватории, ныне заслуженного деятеля искусств России, художественного руководителя и главного дирижера Большого театра оперы и балета Республики Беларусь Александра Анисимова. Именно он положил начало деятельности большинства музыкальных коллективов дворца. В репертуаре хора были лучшие произведения советской, русской и зарубежной классики, народные произведения. Некоторые программы хора исполнялись совместно с хором Дома ученых и Государственным симфоническим оркестром под руководством дирижера Вероники Дударовой. Так, в одной из программ были исполнены известные «Курские песни» композитора Георгия Свиридова. Программа была показана на нескольких площадках Москвы. Работу академического хора консультировал народный артист СССР В. Минин. В течение десяти лет коллектив имел добрую славу среди столичных самодеятельных капелл, участвовал в фестивалях и смотрах, завоевывал различные награды.

На базе академического хора были созданы и успешно концертировали мужской вокальный ансамбль и вокальный класс (руководитель – заслуженный артист РСФСР Л. Курдюмова). Вокальный класс впоследствии преобразовался в коллектив солистов «Вдохновение», а на его основе был организован художественно-искусствоведческий клуб любителей музыки «Мелодия», успешно выступавший в музыкальной гостиной дома культуры. В его программах было несколько циклов музыкальных вечеров с участием мастеров искусств столицы и самодеятельных артистов.

Цикл «Наш труд достоин песен» проходил за чашкой чая с работниками производственных бригад цехов. Солисты «Вдохновения», другие творческие коллективы принимали активное участие в проведении «Клубных недель в цехах завода», за организацию которых группа работников дворца культуры была награждена дипломами «Лауреата заводской премии Ленинского дня». Первый раз эту премию коллектив получил в 1980 году.

Одновременно с академическим хором во дворце была создана детская музыкально-хоровая студия с тремя возрастными хорами и классами фортепиано, баяна и гитары. Руководил студией заслуженный артист РСФСР, автор песни «Юные салютовцы», композитор Сергей Бодренков. После его ухода коллективом руководили И. Графодатский, И. Пузырева и другие. За эти годы сотни детей и подростков Тушинского района приобщились к музыке и пению, а педагоги И. Пузырева и Л. Самойлова более двадцати пяти лет поставляли кадры для музыкальных школ.

1970-е

Во дворце был создан молодежный ансамбль русской песни «Весняночка» под руководством Валентины Арсенкиной. Через несколько лет ему было присвоено звание народного коллектива. Ансамбль принимал участие во всех фестивалях и конкурсах, проводившихся в те годы. Он объездил с концертами многие районы России: побывал в Красноярске и на Кубани, в Кирове и Саранске. Принимал участие в международных фольклорных фестивалях в Болгарии, ФРГ, Люксембурге. Детская группа при ансамбле была преобразована в детский фольклорный ансамбль «Таночек». Многие участники ансамбля окончили музыкальные учебные заведения и сами стали педагогами этого популярного коллектива.

Активным пропагандистом русской музыки был оркестр русских народных инструментов под руководством педагога-энтузиаста и дирижера Николая Макарцева. Этот большой творческий коллектив был примечателен и своим составом: в основном в нем играли мальчишки-подростки и юноши. Его сольные концерты включали произведения народной и классической музыки. В концертах участвовали солисты - вокалисты и инструменталисты. Одной из наиболее удачных концертных программ была программа, включавшая ораторию советского композитора А. Холминова на слова М. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича...» в исполнении чтеца и оркестра. Коллектив оркестра был участником всех московских самодеятельных музыкальных фестивалей и награжден многими почетными дипломами и грамотами.

Во дворце всегда занимались два-три вокально-инструментальных ансамбля, лучшим из них был ВИА «Антеи». Непременным участником всех заводских торжественных вечеров и других праздников был оркестр духовых инструментов.

Видное место среди творческих самодеятельных коллективов дворца занимали хореографические коллективы. Детская студия классического танца, у истоков создания которой стояли известные солисты балета Большого театра С. Звягина, М. Готлиб, И. Воронина, З. Митряева, стала основой юношеского ансамбля классического танца, которому было присвоено звание «Образцового художественного коллектива». В постановочной работе с ансамблем участвовали известный советский балетмейстер К. Голейзовский, народный артист Г. Ледях, А. Прокофьев, В. Усманов, Ю. Набиев.

Из многочисленных программ хотелось бы назвать фрагменты балета П. И. Чайковского «Щелкунчик» и одноактный балет «Наш двор» на музыку Д. Шостаковича. Выступления этого коллектива на многих больших площадках Москвы пользовались неизменным успехом. Многие из участников ансамбля ушли на профессиональную сцену.

С первых месяцев открытия дворца культуры в нем работала студия спортивного эстрадного танца, которой около тридцати лет руководили Т. и В. Стеклянниковы. Солисты студии были непременными участниками ежегодных городских конкурсов бального танца.

Сентябрь 1981 года – дата рождения детского ансамбля народного танца «Юность». Организатором, а затем и руководителем его стал заслуженный работник культуры РСФСР Анатолий Мелехов. Уже через два года появление нового коллектива было замечено в городе, и ансамбль стал выступать на лучших сценических площадках Москвы. В 1985 году ансамбль получил звание образцового художественного коллектива.

В июне 1990 года старшая группа ансамбля с большим успехом выступила на фестивале «Русский фольклор» в Голландии, в 1994 году – на Международном фестивале «Раница» в г. Витебске (Белоруссия) и на фестивале "Лэсины джэрэлы" в г. Новоград-Волынский (Украина). Весной 1997 года средняя группа ансамбля принимала участие в Международном фестивале «Веночек дружбы» в г. Луганске. В 1998 году коллектив стал дипломантом Международного фестиваля народного творчества в г. Сегед (Венгрия) и призером Международного фестиваля "Летняя магия-98" в г. Албена (Болгария).

В 1999 году ансамблю присвоено звание народного, он стал носить имя своего основателя - Анатолия Васильевича Мелехова. Обширную часть репертуара занимают народные танцы. Среди них не только русские, но и танцы народов мира – украинские, белорусские, болгарские, чешские, итальянские.

С 2001 года главным балетмейстером и художественным руководителем ансамбля является Сергей Широнин. С его приходом репертуар, а также исполнительское мастерство ансамбля обогатились ещё больше.

В настоящее время основной состав ансамбля насчитывает 60 участников, изучающих и практикующих такие дисциплины, как народно-сценический танец, основы классического танца, современная хореография (джаз-танец, модерн, степ), гимнастика и акробатика.

Некоторые из участников ансамбля ушли на профессиональную сцену, стали выступать в различных профессиональных коллективах. Елизавета Ярлыкова в ансамбле танца Игоря Моисеева, Александр Боднарук прошёл срочную службу в военном ансамбле "Красная звезда". Братья Сафроновы стали участниками ансамбля при хоре имени Пятницкого, Марина Гололысова – ансамбля "Березка", Ольга Кудряшова и Антон Шок – ансамбля "Россия", Елена Малахова (Широнина) – ансамбля ПВО, Анна Демченко и Анна Выборнова – в Московском мюзик-холле. Более десяти человек с отличием окончили Академию танца при ГИТИСе, а также Академию танца университета Натальи Нестеровой под руководством А. А. Борзова.

Существующая с самого начала при ансамбле студия с каждым годом все увеличивает свой численный состав. В данный момент в ней занимаются около 100 человек.

Творческую деятельность всех хоровых, вокальных, инструментальных и хореографических коллективов объединяла созданная при дворце культуры рабочая филармония. Инициатором ее создания был Александр Анисимов, художественным руководителем была Татьяна Абашина. Именно эта организация играла основную роль в музыкально-эстетическом воспитании трудящихся завода и членов их семей. Особенность рабочей филармонии заключалась в том, что в своих концертах, музыкальных встречах и беседах она предоставляла сцену дворца как ведущим профессиональным коллективам (хор имени Пятницкого, русский оркестр имени Осипова, симфонический оркестр под управлением К. Кондрашина), так и лучшим представителям самодеятельного творчества. Некоторые концерты были настоящими праздниками содружества профессионального и самодеятельного искусства. Тесные связи поддерживал заводской дворец культуры с соседними военно-морскими частями и их политотделами. Контр-адмирал Г. Беляшов писал: "Дворец культуры "Салют" стал поистине родным домом для тысяч воинов, здесь мы проводим большие мероприятия, тематические вечера, концерты и встречи, прививая нашей молодежи и морякам любовь к Армии и Флоту, гордость за нашу великую Родину, готовность в любую минуту выполнить свой долг по защите Отечества"

Ежегодно с новой программой перед рабочими завода выступал отдельный образцовый оркестр Военно-морского флота.

Еще до строительства дворца культуры "Салют" в клубе шли спектакли, поставленные силами театрального коллектива под руководством А. Н. Гоголевой. Коллектив поставил спектакли: В. Гусев, "Слава", 1948 год; А. Островский, "Светит, да не греет", 1949 год; А. Корнейчук, "Платон Кречет", 1950 год; А. Корнейчук, "Калиновая роща", 1952 год; В. Собко "За вторым фронтом", 1951 год; К. Тренев "Любовь Яровая", 1953 год; А. Островский "Таланты и поклонники", 1958 год; А. Салынский "Барабанщица", 1960 год. Одноактные пьесы: "На страже безопасности", 1951 год; "Моцарт и Сальери" (к 150-летию А.С. Пушкина), 1949 год, "Деревенская сестренка", 1950 год. Исполнителями спектаклей были работники завода: бухгалтер К. В. Анпетков, библиотекарь 3. Л. Иванова (Лунина), мастер И. И. Кононенко, старший мастер И. А. Дегтярев, мастер И. Д. Изотов, конструктор А. А. Шкрабо, столяр Н. И. Сергеев, конструктор М. И. Куренева, слесарь В. Захаров, гравер А. С. Рабинович, токарь А. И. Логачев, подготовитель М. И. Леонтьева, электротехник И. Васильева. Спектакли пользовались неизменным успехом.

Особо стоит сказать о работавшем уже в новом ДК Народном театре юного зрителя, руководил которым режиссер Центрального театра Советской Армии Сергей Вальков, а педагогами были актеры этого же театра Леонид Персиянинов и Борис Ардов. Юношеская театральная студия, в которую набрали молодежь Тушинского района, уже первыми своими спектаклями "Сомбреро" и "Мой брат играет на кларнете" завоевала популярность в районе. Оформлял почти все спектакли молодой художник Валерий Фомин - ныне известный театральный художник Москвы.

Последующие спектакли театра – "Валентин и Валентина", "А зори здесь тихие", "Эшелон", "Святая святых", "Мисс-менд", "При любой погоде" и другие – способствовали нравственному воспитанию молодежи и вывели коллектив в число ведущих любительских театров Москвы. Свидетельство тому –успех у зрителей разных возрастов, положительные отзывы прессы, многочисленные дипломы. Некоторые из актеров театра поступили впоследствии в театральные учебные заведения и стали профессионалами. А Сергей Проханов и Виктор Проскурин стали популярными актерами театра и кино, заслуженными артистами России.

Успех любительского театра на сцене дворца культуры не случаен. Еще со времен Великой Отечественной войны заводчане знакомились с театральным искусством с помощью своих постоянных шефов – артистов Государственного академического Малого театра. Многие годы крепла дружба завода и театра. Чуть ли не все мастера великой русской сцены выступали перед трудящимися завода: народные артисты СССР В. Пашенная, Е. Гоголева, М. Царев, И. Ильинский, Т. Панкова, Н. Анненков, Ю. Соломин и многие другие.

Дворец культуры постоянно поддерживал дружеские связи между коллективом завода и Центральным Домом кино. Заводчане регулярно встречались со многими мастерами советского кинематографа, во дворце культуры проходили премьеры новых кинофильмов.

При ДК постоянно действовали детская изостудия, объединение художников и умельцев чеканки, резьбы и художественной обработки дерева. Эти коллективы неоднократно организовывали выставки своих работ. Весьма представительная выставка, например, состоялась в Тушинском выставочном зале в 1978 году. На ней были представлены различные виды изобразительного искусства – от традиционных видов (живопись, графика, скульптура) до всевозможных вариантов прикладного искусства (чеканка, резьба по дереву и по кости, керамика, архитектурные макеты). Даже неполный перечень участников свидетельствует о многообразии их интересов и талантов: А. Олейник, А. Самолетов – живопись, масло; А. Шкрабо – графика; Н. Гундаров – ювелирные изделия; В. Корин, И. Мижегурский – чеканка, дерево; Г. Неделин, В. Мещеров, А. Грибач – резьба по дереву.

Особо стоит отметить успехи в живописи одного из прошлых директоров ДК "Салют" А. Романова. Его многочисленные персональные выставки на разнообразные жанровые темы (Великая Отечественная война, перестройка и события 1991 года, сюжеты, связанные с жизнью поэта Кольцова) привлекали массу посетителей и пользовались большой популярностью.

Литераторы, любители словесности объединились в клуб "Зеленая лампа". Длительное время работу "Зеленой лампы" вела директор библиотеки З. Лунина. Любители словесности не только знакомились с авторами-профессионалами, но и выносили на суд коллег собственные произведения. Поэты-любители печатали свои стихи в ряде изданий. Весьма актуальны сегодня строки О. Поляковой "...Нет, не перечеркнуть былое!" из альманаха "Все начинается с дождя", выпущенного московским издательством "Путь" в 1998 году. Стихи самых различных стилей были представлены поэтами клуба в сборнике "Когда приходит вдохновенье..." (Международный трудовой центр, 1999 г.).

Кино-фотолюбителей объединил Александр Шкрабо. Будучи начальником "Бюро эстетики" ТМЗ, имея большие художественные способности и вкус, он не только проводил все оформительские работы на заводе (комбинат питания, дом культуры, стела в честь 50-летия завода, панно "История завода", стела в честь 30-летия Победы), но и находил время для создания любительских фильмов, которые легли в основу всех последующих фильмов, снимаемых для истории завода. Большую работу вместе с ним вели руководитель киностудии ДК В. Великжанин и постоянный главный фотограф завода В. Докучаев. Студии кинолюбителей также было присвоено звание народного коллектива. Душой, организатором и ведущей всех юбилейных вечеров в ДК по образу передачи "От всей души" была Людмила Пашкина. Знание людей, глубокое понимание темы и чувство зала позволяли ей гармонично проводить весь вечер. Зал всегда был переполнен, зрители восторженно реагировали на ход программы.

В разные годы домом культуры руководили В. К. Мочалов, В. В. Субботина, И. А. Дегтярев, А. Н. Белоусова, А. Г. Романов, И. А. Медведева. За многолетнюю плодотворную деятельность, инициативу и творчество руководителю дворца культуры Анатолию Григорьевичу Романову было присвоено звание "Заслуженный работник культуры". В настоящее время руководителем Культурного центра "Салют" является П.Н. Мельникова.